Давайте определим, что мы можем сделать для своего первоклассника, дабы снять
все возможные конфликты или хотя бы свести их к разумному минимуму. Пусть
первый школьный период пройдет как можно спокойнее!
Не станем считать, что агрессия ребенка имеет отношение к вам как к родителю,
как к личности.
- Но грубит-то он именно мне!
- Да, только смысл его грубости знаете какой? "Кто же меня и будет
терпеть, как не ты, мама". Он сбрасывает накопившуюся отрицательную
энергию, он надеется, жаждет, чает - быть понятым и принятым со всеми
потрохами, и неуклюже, как умеет, просит о помощи.
Как же ему помочь?
- Не будем раздражаться сами, ставить каждое лыко в строку. Чего-то не заметим,
пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз,
поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: " У
тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя
любят. Как тебе это удается?" Отвечает она: "Да старая я очень -
немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька". Давайте и мы
так попробуем!
- Станем заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить
из конструктора, читать вслух интересную книжку. Посмотрим вместе добрый старый
мультик. Отправимся гулять, ведь стоит сентябрь, прекрасная золотая осень.
Только не нужно "отдыхать" вместе у компьютера - это дополнительная
нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка. Да и буйные игры "
в войнушку" с папой ограничим пока десятью-пятнадцатью минутами. Словом,
потише, поспокойнее, поинтереснее.
- Не забудем о водных процедурах и нелекарственных успокаивающих средствах. За
семь лет вы изучили своего ребенка и прекрасно знаете, вода какой температуры
действует на него успокаивающе. Вот ее и используйте. Кого-то расслабляет
горячая ванна, кого-то холодное обливание, кого-то тепленький душ. Многих
успокаивает теплое молоко на ночь или стакан теплой воды с медом. Кто-то
расслабляется от мягкого маминого или папиного массажика, пусть и не
профессионального.
- И еще - никогда не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о
поведении усиливает напряженность.
- В начале был заявлен еще один вариант стресса при адаптации, не тот, когда
ребенок буйствует, а когда, наоборот, он делается опрятным, собранным и вообще
шелковым. Как реагировать на него?
- В отличие от деструктивного поведения стресс типа "золотое дитя" в
корректировке не нуждается. Все пройдет само. Только когда дитя снова
перестанет стелить постель и шаркать ножкой, не нужно его попрекать: вот, мол,
месяц назад ты был такой хороший, а теперь....
- А если не пройдет?
- Вряд ли. Но если не пройдет, кричите ура, вам крупно повезло. Образовался
полезный навык. К сожалению, практика показывает, что такое случается крайне
редко. Почти у всех проходит, иногда бесследно.
Авторы: А. Гиппиус и С. Магид
|