Главная » Статьи » Для учителя |
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Слайд 1 Зачем нужно учиться? Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость. «Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше? «Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться? «Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой? Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Надо оговорить только, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.
Слайд 3 Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, основоположником был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом — восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Слайд 4 Условиями успешности обучения по Дьюи являются: — проблематизация учебного материала; — активность ребенка; — связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Слайд 5
Методические приемы создания проблемных ситуаций: — учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; — сталкивает противоречия в практической деятельности; — излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; — предлагает рассмотреть явление с различных позиций; — побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; — ставит конкретные вопросы; — ставит проблемные задачи. Идеи Дж. Дьюи оказали
большое влияние на систему образования XX
столетия. Современная дидактика использует наглядность, практические и
лабораторные работы, поисковый и проблемный методы. В конце XX
века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и
форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Перейти к презентации: | |
Просмотров: 3022 | | |
Всего комментариев: 0 | |