КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Лучшее средство остановить доносительство — установить правило: не
выслушивать сообщение, если оно не направлено на предотвращение беды или
вреда.
Доносительство — приобретенный тип
поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Это, в
сущности, первый шаг на пути к другому типу раздражающего поведения,
присущего всем возрастам, которое называется злословием. Обычно намерения
доносчика — причинить неприятности другому или же привлечь наше внимание,
однако для этого используются социально неприемлемые средства. Еще одна
причина такого поведения среди детей — власть. (Подумайте над этим: осознание
того, что ты можешь причинить неприятность брату, сестре или другу, — очень
мощное средство контроля.) Доносительство — отнюдь не подкупающая черта
характера; оно обычно приводит к ухудшению отношений между доносчиком и его
жертвой и часто бывает причиной домашних войн между детьми. Кроме того,
сообщаемая таким образом информация редко бывает полезной.
Три шага к искоренению
доносительства, ябедничества
Предлагаем три шага, которые можно
использовать как руководство и помощь в искоренении доносительства и
злословия.
Шаг 1. Объясните разницу между доносом и сообщением о чем-либо
Рассказать взрослому о том, что кто-то
поранился или может попасть в беду, не значит доносить; это ответственный
поступок. В наше время особенно важно, чтобы дети сообщали взрослым, что
кто-то в опасности, кому-то угрожают, кто-то испугался или поранился. В этих
случаях сообщение направлено не на причинение неприятностей, а напротив, на
предотвращение неприятностей или беды. Во время такой беседы неплохо дать
ребенку имена взрослых, к которым он может подойти и рассказать о возможных
опасных ситуациях. Объясните ему также разницу между доносом и сообщением.
Шаг 2. Введите правило "не
ябедничать" и обяжите ребенка следовать ему
Как только ребенок усвоит разницу между
доносом и сообщением, введите жесткое правило, запрещающее ябедничать. Лучшие
правила имеют простую и ясную формулировку: "Я не стану слушать что,
разве что если кто-то попал в беду" или "Это полезное или
бесполезное сообщение?" Часто таких ответов достаточно, чтобы ребенок
понял, что вы станете слушать только полезную информацию. Ключ к искоренению
доносительства — последовательность в проведении установленной политики
каждый раз, когда ребенок ябедничает.
Шаг 3. Научите ребенка справляться с
проблемами
Одна из причин доносительства
заключается в том, что дети могут не знать, как справиться с проблемой,
поэтому они обращаются к ним, чтобы мы сделали это за них. Спасая каждый раз
ребенка, вы не способствуете развитию в нем уверенности в своих силах,
поэтому изучите его справляться с проблемами самостоятельно, чтобы он мог полагаться
на себя. Научите ребенка простому четырехступенчатому методу решения
проблемы.
1. Остановись и спроси себя: "А мое ли это дело?"
2. Подумай: "В чем заключается проблема?"
3. Варианты: подумай о способах решения проблемы.
4. План: выбери лучший вариант, составь план и следуй ему. Вот пример беседы
с ребенком.
Ребенок: Хочешь,
расскажу, что делает Билли?
Мама: Вспомни, чему я тебя
учила. Спроси себя, это твоя проблема или его?
Ребенок: Ну, Билли может ушибиться.
Мама: Хорошо,
а теперь подумай, в
чем заключается проблема?
Ребенок: Билли взбирается на
шкаф, чтобы взять чашку. Он может упасть.
Мама: Какие у тебя варианты,
чтобы он не упал?
Ребенок: Забраться самому и достать ему чашку
или дать ему другую.
Мама: И какой у тебя план?
Какой из вариантов лучше?
Ребенок: Я дам ему другую чашку.
Мама: Я знала, что ты
справишься. В следующий раз тебе не нужна будет моя помощь. Иди, сделай, что
решил
|