Слайд 17
Формы
продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид
продукта сразу указывает тема проекта. Приведем перечень (далеко не полный)
возможных выходов проектной деятельности:
- web-сайт;
- анализ данных
социологического опроса;
- атлас, карта;
- видеофильм;
- выставка;
- газета, журнал;
- действующая
фирма;
- законопроект;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- модель;
- музыкальное
произведение;
- мультимедийный
продукт;
- оформление
кабинета;
- постановка;
- праздник;
- прогноз;
- система
школьного самоуправления;
- справочник;
- сравнительно-сопоставительный
анализ;
- учебное пособие;
- экскурсия.
Оформление
проектной папки
В состав проектной папки
(портфолио проекта) входят:
- паспорт проекта;
- планы выполнения
проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть
недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной
недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание
каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени,
задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
- промежуточные
отчеты группы;
- вся собранная
информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;
- результаты
исследований и анализа;
- записи всех
идей, гипотез и решений;
- отчеты о совещаниях
группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
- краткое описание
всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов
их решения;
- эскизы, чертежи,
наброски продукта;
- материалы к
презентации (сценарий);
- другие рабочие
материалы и черновики группы.
Виды
презентаций проектов
Презентации учебных проектов
могут быть проведены в виде:
- деловой игры -
научного доклада;
- демонстрации
видео-отчета фильма / продукта, исследовательской выполненного на основе
экспедиции информационных;
- пресс-технологий
конференции;
- диалога
исторических;
- путешествия или
литературных;
- рекламы
персонажей;
- ролевой игры;
- защиты на Ученом
Совете;
- соревнования;
- спектакля;
- игры с залом;
- спортивной игры;
- научной
конференции;
- экскурсии.
Слайд 18
ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
В самом общем виде
при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й — погружение в
проект;
2-й — организация
деятельности;
3-й — осуществление
деятельности;
4-й — презентация
результатов.
Что делает каждый
участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с
помощью следующей таблицы:
Учитель
|
Учащиеся
|
1-Й ЭТАП —
ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
|
Формулирует: (формулирование
учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)
|
Осуществляют:
|
1) проблему проекта;
|
1) личностное присвоение проблемы;
|
2) сюжетную ситуацию;
|
2) вживание в ситуацию;
|
3) цель и задачи
|
3) принятие, уточнение и
конкретизация цели и задач
|
2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Организует
деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для
самостоятельной работы):
|
Осуществляют:
|
4)
организовать группы;
|
4) разбивку на группы;
|
5)
распределить амплуа в группах;
|
5) распределение ролей в группе;
|
6)
спланировать деятельность по решению задач проекта;
|
6) планирование работы;
|
7)
возможные формы презентации результатов
|
7) выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов
|
3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Не
участвует, но:
|
Работают активно и самостоятельно:
|
8)
консультирует учащихся по необходимости;
|
8) каждый в соответствии со своим
амплуа и сообща;
|
9) ненавязчиво контролирует;
|
9) консультируются по необходимости;
|
10) дает
новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
|
10) «добывают» недостающие знания;
|
11)
репетирует с учениками предстоящую презентацию
|
11) подготавливают презентацию
результатов
|
4-Й ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|
Принимает
отчёт:
|
Демонстрируют:
|
12) обобщает и резюмирует полученные
результаты;
|
12) понимание проблемы, цели и задач
|
13)
подводит итоги обучения;
|
13) умение
планировать и осуществлять работу;
|
14) оценивает умения: общаться,
слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
|
14)
найденный способ решения проблемы;
|
15)
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий
результат и др.
|
15)
рефлексию деятельности и результата;
|
|
16) дают взаимооценку деятельности и
ее результативности
|
Слайд 19
Цели и особенности проектного обучения
Какими же могут быть конкретные цели
проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают
следующее:
- Способствовать повышению личной
уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и
рефлексии. Указанное становится возможным:
- через проживание «ситуации
успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя
значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные
ситуации
- через осознание себя, своих
возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе
выполнения проектного задания.
- Развивать у учащихся осознание
значимости коллективной работы для получения результата, роли
сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих
заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из
практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение
не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но
и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно
(т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать
альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее,
удерживающее позитивы каждого предложения.
- Развивать исследовательские
умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять
отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения
практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить
гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Перейти к презентации: Презентация
|